П`ятниця, 26.04.2024, 22:01
Вітаю Вас Гість | RSS



Лабораторія соціально-психологічних технологій
Інституту соціальної та політичної психології НАПН України

Категорії розділу
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 18
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу

Каталог статей

Головна » Статті » Мої статті

Активные методы в обучении и социально-психологических исследованиях // Современные образовательные технологии, используемые в очном, заочно


 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ С.Н. Иванченко Институт социальной и политической психологии НАПН Украины, г.Киев Аннотация Статья посвящена современным активным методам в социальной психологии и других науках, которые могут быть использованы в обучении и исследовательской деятельности. Рассматриваются методы, разработанные в рамках конструктивистской и экологической парадигмы. Ключевые слова: качественные исследования, перформативная наука, подход участия, исследование действием, наделение полномочиями, развитие потенциала ACTIVE METHODS IN EDUCATION AND SOCIAL PSYCHOLOGICAL RESEARCH S.N.Ivanchenko Institute for social and political Psychology NAPS Ukraine, Kyiv Abstract Modern methodologies of social sciences and humanities are studied due to employ them for education and social psychological research. The constructivist and environmental paradigms, qualitative research, performative studies are reviewed. Key words: qualitative research, performative studies, participatory approach, action research, empowerment, capacity building Активные методы давно и прочно вошли в практику учебной деятельности. С тех пор, как вышла книга Ю.Н. Емельянова (1985), появилось много новых методов, которые пришли из разных научных дисциплин и сфер практики. Учитывая тенденцию междисциплинарного развития науки, мы рассмотрели ряд методов, которые могут быть или уже используются в образовательной среде. Часть из этих методов не являются чисто обучающими, но обладают большим потенциалом, и в образовательной литературе есть данные об их применении. Под активным групповым методом обычно понимают любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных задач [1]. В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что, помимо этого, активными считаются те методы, которые удовлетворяют современным требованиям к научному познанию: • исследуемые становятся соучастниками и соавторами исследования; • результаты конструируются совместно с исследуемыми; • акцент переносится с прогнозирования событий на процесс их создания; • используется широкий арсенал средств - искусства, литературы, медиа - для сбора материала, его анализа и представления результатов. Нами были выделены два основных источника, в рамках которых разрабатывались подобные методы: 1) современные социальные / гуманитарные метатеории и исследовательские парадигмы; 2) теоретические и методические наработки общественной психологии (community psychology). Первое направление составляют конструктивистская парадигма, качественные исследования, перформативная наука. Конструктивистская парадигма обеспечивает методологические основания для пересмотра отношения к гуманитарному познанию - его целям, принципам, стандартам, инструментарию и языку [2, 3]. На методическом уровне это целая область, объединенная под общим названием «качественные исследования» [6]. Среди множества стратегий и методов качественных исследований выделяют биографический, феноменологический, этнографический методы, обоснованную теорию (grounded theory), исследования отдельного случая, дискурс-анализ и т.д. [2]. В качестве активных методов из этой группы мы рассматриваем такие хорошо известные методы, как групповая дискуссия, мозговой штурм, фокус-группа и др. Совершенно новым направлением в этой области является перформативная наука – исследовательская область на стыке науки и искусства, направленная на использование различных форм артистического представления (перформанса) в научном проекте. Эти формы включают живопись, театр, поэзию, музыку, танец, фотографию, мультимедийные презентации. Перформативное исследование может быть представлено в виде текста, но оно также может исполняться перед живой аудиторией или быть мультимедийным продуктом (фильм, фотография, Интернет-презентация) [7]. Перформативное исследование (performative inquiry) - это исследовательский метод и методика обучения, использующаяся преимущественно в образовании. Исследование начинается с вопроса, проблемы, опыта или феномена, которые учитель и студенты хотят исследовать. Перформативное исследование использует элементы ролевой драмы и импровизации участников [8]. Ключевыми в перформативном исследовании являются драма и другие визуальные искусства, изучающие креативное действие и взаимодействие через перформанс [7]. В психологии перформативная наука была представлена на симпозиумах Американской психологической ассоциации в течение 1995-1999 гг.: на сессиях звучали драматические монологи, танцы, мультимедийные презентации, пьесы, поэмы, посвященные психологическим проблемам. Драматические монологи М.Герген и тексты, созданные на пересечении социального конструкционизма и феминистских исследований, стали первыми перформативными выступлениями в психологии [8]. Примером такого исследования в образовании может быть «исследовательский хэппенинг», направленный на освещение проблем иммиграции. В интерактивном действии студентами одного американского вуза была воссоздана жизнь мексиканских иммигрантов, а также снят фильм о жизни сельскохозяйственных мигрантов из Мексики [14]. Второй источник нашего поиска - концепция гражданского участия. Этот подход может быть определен как экологический (но отличный от экологической психологии!) благодаря взаимосвязи индивида и его социального окружения [9]. Гражданское участие (public participation) - это непрерывный процесс взаимодействия организаций, принимающих решения и граждан, чьи интересы могут быть затронуты этими решениями, а также различных государственных органов. Понятие участия рассматривается не только как результат предоставления полномочий, но также как средство, с помощью которого индивиды могут организовывать и оценивать ресурсы, планировать способы достижения коллективной цели и т.д. [5]. В рамках этого подхода мы выделили три активных метода (технологии): предоставление полномочий, развитие потенциала, исследование действием или модель привлечения исследователя. Предоставление полномочий (еmpowerment) характеризуется как процесс, который способствует участию людей, организаций и общин в достижении цели повышения индивидуального и общественного контроля, политической эффективности, улучшения качества общественной жизни и социальной справедливости [16]. Предоставление полномочий существует на четырех уровнях: на личностном (получение контроля и влияния в повседневной жизни и участие в общественной жизни), на уровне малых групп через совместный опыт, анализ и влияние малой группы; на организационном уровне (развитие потенциала); на уровне общины путем получения и использования ресурсов и стратегий общественного контроля [18] . Предоставление полномочий это сложный, многоуровневый конструкт, связанный с такими индивидуально-психологическими понятиями, как самоэффективность, само- детерминация, интернальный локус контроля; он работает одновременно на индивидуальном и на коллективном уровнях (группа, организация, общество) [17]. Технология предоставления полномочий широко используется в исследованиях среди студентов и преподавателей. Например, в США было проведено исследование влияния специального учебного курса на политическую вовлеченность студентов. Проверялась гипотеза о том, что студенты, которые прослушали этот курс, будут иметь более высокий уровень по показателям политического обязательства, политического действия, вовлечение в общественную деятельность и политической действенности по сравнению со студентами из контрольной группы. Результаты, полученные с помощью однофакторного анализа, показали, что только один из пяти показателей заметно вырос - политическое обязательство (political commitment), остальные показатели не изменились [4]. Технология предоставления полномочий также используется в исследованиях среди преподавателей. В специальной литературе было обнаружено, что учителя изолированы от коллег большую часть времени, они не вовлечены в процессы принятия решений, влияющих на их работу, в частности, решений, принимаемых вне школы. Предоставление полномочий было определено как процесс, с помощью которого преподаватели развивают компетентность в решении своих проблем, и способствующий их дальнейшему развитию. [15]. Американскими исследователями Дж.Мерфи и К.Евертсоном (1990) была предложена парадигма реструктуризации, в которой предоставление полномочий учителям является частью реформы образования. Проектом "The Empowered School District Project" в девяти школьных округах США (1989-1992 гг.) были сформулированы шесть групп показателей предоставления полномочий учителям: привлечение к принятию решений, вклад учителя, статус учителя, автономия, возможности для профессионального роста, самоэффективность учителя. Эти параметры используются для разработки стратегий помощи учителям в расширении своих профессиональных полномочий. В частности, учителя получают возможность брать на себя ответственность за принятие бюджета, набор учителей, составление расписания, учебных планов и т.д. Учителя получают возможность усилить контроль над своей рабочей средой, кроме того, они получают возможность для постоянного обучения, усиления чувства своей значимости, роста самоэффективности [11]. Еще один метод, который появился вслед за предоставлением полномочий – это развитие потенциала или развитие компетенций (сapacity building). Это процесс развития навыков, способностей, процессов и ресурсов, необходимых организациям и общинам для выживания, адаптации и деятельности в быстроменяющемся мире [13]. Развитие потенциала часто связывают с помощью, предоставляемой развивающимся странам со стороны международных организаций. Большинство таких проектов реализуется в общественном, неприбыльном или частном секторах. Многие международные организации (в том числе ООН) предлагают развитие потенциала как часть своих программ технической помощи в странах - членах организации. Однако метод развития потенциала также применим в обучении и для организационного развития педагогических коллективов. Развитие потенциала также может осуществляться на индивидуальном, групповом и социальном уровнях (т.е. на уровне организаций, общественных и территориальных объединений). Следующий метод - исследование действием или модель привлечения исследователя (Action research, participatory action research - PAR) – это метод работы с исследуемой группой. Исследователь получает от группы информацию о том, что будет исследоваться, где и каким образом. Исследователь учит группу полезным навыкам, которые затем позволяют участникам группы продолжить исследования самостоятельно [12]. Истоки метода PAR находятся в социальной психологии, феноменологии и постмодернизме. PAR происходит из исследований действия и групповой динамики К.Левина. PAR базируется на трех видах отношений: между индивидами внутри групп, между группами и между людьми и их средой. Управление групповой динамикой во многих аспектах играет центральную роль в процессах PAR. Этот метод нашел применение в педагогике как ответ на традиционную формальную модель, где учитель стоит перед классом и дает информацию пассивным реципиентам. Здесь исследователь учится вместе со своими учениками. С помощью метода PAR стало возможным интегрировать компонент «групповые действия» в исследовательские планы традиционных исследователей. Исследование действием включает в себя систематический циклический метод планирования, исполнения, наблюдения, оценки и критической рефлексии перед началом следующего цикла. Этот метод привлекает участников к исследовательскому процессу, мониторингу и оценке эффективности действий. По своей сути исследование действием способствует лучшему пониманию того, как изменение чьих-то действий и практики может повлиять на общество в целом [10] . Следует отметить, что этот метод поставил вопрос о месте, роли и возможности социального действия в исследовании. В отличие от позитивистов, которые считают, что любое вмешательство исследователя угрожает валидности и объективности исследования, конструктивисты, наоборот, считают исследование неполноценным без осуществления определенного социального действия или преобразования. Также здесь встает вопрос о контроле за исследованием: исследование действием требует совместного контроля со стороны исследователя и исследуемых [2]. Рассмотренные подходы и направления, в рамках которых разрабатывались и применяются новые активные методы, можно представить как две основные парадигмы: конструктивистскую и экологическую. Первая обеспечивает пересмотр сущности знания, методов его получения и создает теоретическую базу для исследований, вторая акцентирует социальную значимость исследований, социальное действие, направленное на решение социальных проблем и улучшение жизни людей. Обе парадигмы предлагают новый формат исследований, с другим дизайном, показателями и формами представления полученных результатов. В первом случае это качественные и перформативные исследования. В общественной психологии используется методология гражданского участия и сотрудничества, основные методы - предоставление полномочий, развитие потенциала, исследование действием. Литература 1. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л. 1985. 2. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. - №3. - С.27-37. 3. Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии. 2009. - №2. - С.35-45. 4. Angelique H., Reischl T., Davidson W. Promoting Political Empowerment: Evaluation of an Intervention With University Students // American Journal of Community Psychology. 2002. - V.30. - No 6. - P.815-833. 5. Arnstein S.R. A Ladder of Citizen Participation // Journal of the American Planning Association. - 1969 - Vol. 35. - No 4. - Р.216-224. 6. Denzin N.K., Lincoln Y.S. (Eds.) The handbook of qualitative research. 2nd edition. Thousand Oaks, CA, 2000. 7. Gergen K., Gergen M. Ethnographic representation as relationship // Ethnographically speaking / C.Ellis, A.Bochner (Eds.) Walnut Creek, CA: AltaMira Press. 2001. P.11-33. 8. Gergen M., Gergen K. Performative Social Science and Psychology // Forum: Qualitative Social Research, 2010. 12(1) Art. 11. 9. Kelly J.G. Context and process: An ecological view of the interdependence of practice and research // American Journal of Community Psychology, 1986. - No 14. - P.581-589. 10. McIntyre A. Participatory action research. Thousand Oaks, CA.: Sage Publications. 2008. 11. Murphy J., Evertson C. Restructuring schools: Capturing the phenomena / Paper presentation at the annual meeting of the American Educational Research Association, Boston. 1990. 12. O'Brien R. An overview of the methodological approach of action research // Roberto Richardson (Ed.) Theory and Practice of Action Research. João Pessoa, Brazil: Universidade Federal da Paraíba. 2001. 13. Philbin A. Capacity Building in Social Justice Organizations. - Ford Foundation, 1996. 14. Scheurich J.J.; Guajardo M.A.; Sanchez P., Fineman E. Labores de la vida/The labors of life. Austin, Texas: Division of Migrant Education, Texas Education Agency. 1999. 15. Short P.M. Defining teacher empowerment // Education, Summer, 1994. [електронний ресурс]: http://findarticles.com/p/articles/mi_qa3673/is_n4_v114/ 16. Wallerstein N., Bernstein E. Introduction to community empowerment, participatory education and health. Health Education Quarterly, 1994. № 21(2). Р.141–148. 17. Zimmerman M.A. Psychological empowerment: Issues and illustrations // American Journal of Community Psychology, 1995. - No 23(5). - P.581-599. 18. Zimmerman M.A., Rappaport J. Citizen participation, perceived control, and psychological empowerment // American Journal of Community Psychology. 1988. - No 16. - Р.725-750.
Категорія: Мої статті | Додав: ЛСПТ (19.11.2014) | Автор: Иванченко С.Н.
Переглядів: 690 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Пошук
Друзі сайту